|
Аниме сообщество
Вы спросили, мы ответили
Самое простое определение выглядит так:
Манга - это японские комиксы.
Аниме - это японская анимация.
Слово "манга" произносится с ударением на первый слог и склоняется, но не имеет форм множественного числа. Слово "аниме" произносится с ударением либо на первый, либо на последний (реже) слоги и не склоняется.
Часто считают, что термины "манга" и "аниме"
ограниченны каким-то жанрами (фантастика, фэнтези) и графическими
стилями (реалистичность, "большие глаза"). Это не так. Термины "манга" и "аниме"
определяют только базовую культуру, на основе которой создаются
соответствующие произведения, и более ничего. Почему же вообще имеет
смысл использовать отдельные термины, почему нельзя просто говорить "японская анимация", как мы говорим "немецкая анимация" или "французские комиксы"? Зачем отдельные термины?
Прежде всего, просто для удобства. ^_^ Во-вторых, японская
культура анимации и комиксов, безусловно, самая развитая и
разнообразная в мире, при этом она во многом отличается от других
национальных культур анимации и комиксов.
Собственно говоря, о существовании значительной национальной
комикс-анимационной культуры можно говорить только в приложении к США,
Японии и Франции (ФРГ и обе Кореи хотят, но пока не вполне дотягивают,
Россия тоже хочет, но нам еще до таких высот развития культуры
далеко...). При этом США и Франция - "европейские" страны с
христианской ментальностью, а Япония - "восточная" страна с
буддийско-синтоистской ментальностью.
Поскольку с точки зрения менталитета Россия все-таки ближе к
Франции и США, японская массовая культура, частью которой являются
аниме и манга, для нас не очевидна и не всегда понятна "с первого
взгляда". Отсюда и необходимость отдельных терминов для японской
анимации и комиксов - даже если они иногда кажутся похожими на
американские или французские, глубинные культурные различия между ними
все-таки весьма значительны.
С третьей стороны, нет ни одной страны мира, в какой бы такое
внимание уделялось комиксам и анимации. Создатели популярных японских
комиксов - весьма состоятельные люди (Такахаси Румико - одна из самых
богатых женщин Японии), наиболее известные из них - национальные
знаменитости, манга составляет около четверти всей выпускаемой в Японии
печатной продукции и читается независимо от возраста и пола. Положение
аниме несколько более скромно, но также вполне завидно. Скажем, нет ни
одной страны мира, в которой бы актеры, озвучивающие анимацию (сэйю),
пользовались таким признанием, уважением и любовью. Япония -
единственная страна в мире, выдвигавшая на Оскар за "лучший иностранный
фильм" полнометражный мультфильм.
Интересно, что если во всем остальном мире иногда бывает так,
что неудачник в литературе начинает писать сценарии комиксов, то в
Японии некоторые писатели "толстых журналов" начинали свою карьеру как
создатели манги, причем потому, что изначально считали именно это
поприще более для себя подходящим. Также и многие актеры-сэйю, которые
в других странах наверняка бы долго пробовали пробиться в мир
"настоящего кино" (и у некоторых из них это наверняка получилось бы), с
самого детства мечтали о работе на озвучании. С другой стороны, только
в Японии живут значительные режиссеры, успешно снимающие и кино, и
аниме, о которых можно сказать, что их главные художественные
достижения - все-таки в области анимации (Осии Мамору и Анно Хидэаки).
Если в остальном мире анимация "паразитирует" на кино, то в
Японии ситуация обратная. Особенно это заметно на ТВ-сериалах, в
которых актеры часто играют в аниме-стиле, и на видеоклипах, для
которых молодых звездочек-"идолов" тщательно гримируют в аниме-стиле.
Это же характерно и для влияния аниме за рубежом. Так, братья Вачовски,
создатели "Матрицы", неоднократно признавались, что ставили себе задачу
воспроизвести "в живую" стиль японского аниме-киберпанка (в первую
очередь - аниме-фильма "Призрак в "Доспехе").
Заметим, что в Японии есть и художественные фильмы в этом стиле. Но кто
их знает, кроме больших поклонников японского кино? А "Призрак"
демонстрировался во всем мире, в том числе и в России (на одном из
фестивалей японского кино).
Многие национальные культуры боятся потерять свою
"идентичность", заимствуя что-нибудь из других культур. В японской
культуре такого страха нет (хотя есть отдельные паникеры-консерваторы).
В японском фэнтези можно встретить не только японо-китайских оборотней,
но и европейских эльфов и гномов. В одном фэнтези есть даже советский
танк. ^_^ Однако никакой "идентичности" это не угрожает, напротив,
эльфийки становятся "японками", гномы - "японцами", а танки - вполне
национальными кошками-призраками. Даже когда создатели манги или аниме
хотят создать нечто "совершенно европейское" или "абсолютно
американское", они не могут уйти от культуры, которую впитали с молоком
матери. И именно поэтому их художественные эксперименты не разрушают
японскую культуру, а дополняют ее, расширяют ее набор приемов и идей.
Любой достойный взнос в культуру национальную - взнос и в
мировую культуру. Разве не стала мировая культура богаче от того, что к
"маленькому народцу" ирландских легенд и трагическим витязям Толкиена
добавились обаятельные ушастые аниме-эльфийки? Конечно, да. И японские
самураи, и японские эльфы, и даже японские ковбои - все это вклад
Японии в копилку мировой культуры. Но чтобы по-настоящему его оценить,
надо знать не только мировую культуру "в общем", но и японскую
культуру, в том числе и массовую, "в частности".
Помимо прочего, аниме и манга - прекрасный
способ оценить не только то, как современные японцы отражают и
переживают свои исконные традиции, но и то, как в японских
произведениях отражаются мотивы и сюжеты других народов. И отнюдь не
факт, что первое всегда интереснее второго. Нужно очень хорошо знать
японский язык и теорию литературы, чтобы по-настоящему понять, чем
японское стихосложение (и японская ментальность) отличается от
европейского. А чтобы понять, чем японские эльфийки отличаются от
эльфов Толкиена, достаточно посмотреть один-два сериала. И не факт, что
вы получите только интеллектуальное удовольствие. ^_^
Таким образом, аниме и манга - своеобразный "черный ход" в мир
японского сознания. И идя через этот ход, можно не только сократить
путь, не продираясь через все заборы и бастионы, воздвигнутые
полуторатысячелетней "высокой культурой" Японии (искусство аниме и
манги значительно моложе, и в нем меньше традиций), но и получить
немалое удовольствие. Совмещение приятного с полезным - что может быть
лучше?
Теперь несколько конкретных замечаний о манге и аниме по отдельности.
Манга | Manga
Манга рецензии
"Истории
в картинках" известны в Японии с самого начала ее культурной истории.
Даже в курганах-кофунах (гробницах древних правителей) археологи
находят рисунки, чем-то напоминающие по идеологии и структуре комиксы.
Распространению "историй в картинках" всегда способствовали
сложность и неоднозначность японской письменности. Даже сейчас японские
дети могут читать "взрослые" книги и газеты только после окончания
начальной школы (в 12 лет!). Практически сразу после появления японской
прозы появились и ее иллюстрированные пересказы, в которых текста было
немного, а основную роль играли иллюстрации.
Первым японским комиксом считаются "Веселые картинки из жизни животных" [Choujuugiga],
созданные в XII веке буддийским священником и художником Какую (другое
имя - Тоба, годы жизни - 1053-1140). Это четыре бумажных свитка, на
которых изображена последовательность из черно-белых, нарисованных
тушью картинок с подписями. Картинки повествовали о животных,
изображающих людей, и о буддийских монахах, нарушающих устав. Сейчас
эти свитки считаются священной реликвией и хранятся в монастыре, в
котором жил подвижник Какую.
За почти тысячу лет своей истории "истории в картинках" по-разному выглядели и назывались. Слово "манга"
(буквально - "странные (или веселые) картинки, гротески") придумал
знаменитый график Хокусай Кацусика в 1814 году, и, хотя сам художник
использовал его для серии рисунков "из жизни", термин закрепился для
обозначения комиксов.
Огромное влияние на развитие манги оказала европейская карикатура и
американские комиксы, ставшие известными в Японии во второй половине
XIX века. Первая половина XX века - время поиска места комиксов в
системе японской культуры нового времени. Большую роль здесь сыграло
милитаристское правительство, использовавшее массовую культуру для
воздействия на население. Военные финансировали "правильную" мангу (она
даже ненадолго стала выходить в цвете) и запрещали мангу с политической
критикой, заставляя бывших карикатуристов осваивать приключенческие и
фантастические сюжеты (так, идея "гигантского робота" впервые появилась
в реваншистской манге 1943 года, в которой такой робот громил
ненавистные США).
Наконец, в послевоенный период великий Тэдзука Осаму своими работами
совершил настоящую революцию в мире манги и, вместе с учениками и
последователями, сделал мангу основным направлением массовой культуры.
Манга практически всегда черно-белая, в цвете рисуются только
обложки и отдельные иллюстрации. Большая часть манги - это сериалы "с
продолжением", печатающиеся в газетах или (чаще) в еженедельных или
ежемесячных журналах. Обычный объем порции сериала в еженедельном
журнале - 15-20 страниц. Популярную у читателей мангу переиздают в виде
отдельных томов - танкобонов. Существуют, разумеется, и короткие
манга-рассказы, и манга, сразу изданная в виде танкобонов.
Журналов, печатающих мангу, в Японии множество. Каждый из них
ориентирован на определенную аудиторию, скажем, на младших
подростков-мальчиков, интересующихся фантастикой, или на старших
подростков-девочек, интересующих балетом. Наиболее сильны различия
между женскими и мужскими журналами. Диапазон аудиторий таких журналов
варьируется от малышей (для них печатается манга без подписей) до
мужчин и женщин среднего возраста. Уже есть эксперименты и в области
манги для пожилых. Конечно, такое разнообразие аудиторий породило целое
множество стилей и жанров: от символизма до фотореализма и от сказок до
философских произведений и школьных учебников.
Создатель манги называется "мангака". Обычно один
человек (часто - с помощниками-подмастерьями) и рисует комикс, и пишет
тексты, но встречается и групповое творчество. Тем не менее, над одной
мангой обычно более трех-четырех человек не работает. Художественная
цельность от этого повышается, а личные доходы - растут. ^_^
Помимо профессиональной манги, существует и любительская -"додзинси".
Многие мангаки начинали как создатели додзинси ("додзинсика"). В
крупных городах существуют специальные рынки, на которых додзинсики
торгуют своей продукцией и иногда находят серьезных издателей для своих
работ.
|
Аниме | Anime
Аниме рецензии
Иногда говорят, что слово "аниме" - французское. Это не так. "Аниме" - это сокращение от английского "animation"
("анимейшн"). При происхождении из французского было бы "анима" - от
"анимасьон". Термин "аниме" укрепился только в середине 1970-х, до
этого обычно говорили "манга-эйга" ("кино-комиксы").
Первые эксперименты с анимацией японцы начали в середине 1910-х, а
первые аниме появились в 1917 году. Довольно долго аниме находилось на
задворках кино, однако и здесь благотворную роль сыграли милитаристы,
поддерживавшие любое "правильное" искусство. Так, два первых больших
аниме-фильма вышли в 1943 и в 1945 годах соответственно и были
"игровой" пропагандой, прославлявшей мощь японской армии.
Как и в случае с мангой, решающую роль в истории аниме сыграл
Тэдзука Осаму, который предложил отказаться от бессмысленного
соревнования с полнометражными фильмами Уолта Диснея и перейти к
созданию ТВ-сериалов, превосходящих американские не по качеству
изображения, а по привлекательности для японской аудитории.
Большая часть аниме - ТВ-сериалы и сериалы, созданные для продажи на
видео (OAV-сериалы). Однако есть и множество ТВ-фильмов и
полнометражных аниме. С точки зрения разнообразия стилей, жанров и
аудиторий манга существенно превосходит аниме, однако последнее с
каждым годом догоняет конкурентку. ^_^ С другой стороны, многие аниме -
экранизации популярной манги, и они не соревнуются, а поддерживают в
коммерческом отношении друг друга. Тем не менее, большая часть аниме -
детское и подростковое, хотя встречается и аниме для молодых людей.
Аудиторию средних лет завоевывает "семейное аниме", которое дети
смотрят вместе с родителями.
Сериальность диктует свои законы - создатели аниме менее, чем
аниматоры других стран, склонны к техническим экспериментам, зато
уделяют много внимания созданию привлекательных и интересных образов
персонажей (отсюда важность качественного озвучания) и разработке
сюжета. Дизайнеры в аниме важнее аниматоров.
Созданием аниме занимаются аниме-студии, обычно сравнительно
небольшие и работающие на внешнем финансировании от различных спонсоров
(ТВ-каналы, корпорации по выпуску игрушек, манга-издательства). Обычно
такие студии возникают вокруг нескольких выдающихся творцов, а потому
студии часто бывает присущ определенный "студийный стиль", который
задают ведущие дизайнеры. |
|
Аниме по полово-возрастному признаку можно разделить на четыре больших раздела:
1. Аниме для детей (кодомо-аниме) – примерно до окончания младшей школы (1-6 классы – до 10-11 лет);
2. Аниме для подростков-юношей (сёнэн-аниме) – средняя и старшая школы (7-12 классы – с 10-12 до 18 лет);
3. Аниме для подростков-девушек (сёдзё-аниме) – средняя и старшая школы (7-12 классы – с 10-12 до 18 лет);
4. Аниме для молодых мужчин (сэйнэн-аниме) – колледж/университет (18-25 лет).
5. Аниме для молодых женщин (дзёсэй-аниме) – колледж/университет (18-25 лет).
Сэйнэн- и дзёсэй-аниме – это сравнительно недавние явления,
которые идеологически мало чем отличаются от сёнэн-аниме и сёдзё-аниме
соответственно, рассказывая те же истории, но на более высоком
повествовательном уровне. Да и в настоящий момент говорить в приложении
к ним о четких характеристиках пока не приходится – их жанровая и
стилистическая структура еще не устоялась. Поэтому в дальнейшей
классификации они не учитываются |
Этот раздел аниме существует дольше всех – уже самые первые аниме-фильмы и сериалы относились именно к нему.
Аниме этого раздела можно разделить на три большие группы. К
первой из них относятся экранизации классических и авторских сказок и
мифов, как Японии, так и других стран. Эти произведения обычно
интернационально понятны, многие из них переводились и
демонстрировались за рубежом, в том числе и в России (СССР). Большая их
часть – полно- и короткометражные фильмы, последние часто организуются
в сериалы для ТВ-показа.
Несмотря на их значительное распространение, известность за
пределами Японии и высокое качество, эти аниме представляются
относительно «неинтересными» для выявления национальной специфики этого
искусства. В целом они, в художественном смысле, находятся под влиянием
классических американских и советских мультфильмов 1950-х годов,
обычно, впрочем, более уважительно относясь к фабуле и духу
экранизируемого произведения.
Вторая группа, напротив, специфична для Японии и малоизвестна
(и малопонятна) за ее пределами. Обычно это ТВ-сериалы – экранизации
манги или самостоятельные произведения, большей частью – юмористические
или юмористическо-фантастические.
Эти аниме активно эксплуатируют языковой и юмор и содержат
множество отсылок к реалиям современной японской жизни. Тем не менее,
несмотря на весь национальный колорит, эта разновидность аниме также
опирается на западные аналоги, в частности, на классические
мультсериалы американских студий «Уорнер Бразерс» («Warner Brothers») и
«Ханна-Барбера» («Hanna-Barbera»), а также на такие современные
сериалы, как «Бивис& Баттхед» и «Симпсоны». Последние, однако,
рассчитаны на взрослого зрителя (как минимум – на подростков), в то
время как аналогичные японские сериалы (и в этом их специфика)
создаются для маленьких детей, часто не снижая при этом уровень
«рискованности» юмора (хотя и делая его менее навязчивым).
С сюжетной точки зрения эти сериалы обычно представляют собой
либо «бытовые» комедии, либо упрощенные варианты сюжетов сёнэн-аниме
(обычно научно-фантастические).
Наконец, третья группа – это «прелестное» аниме для маленьких
девочек, веселое и беззаботное, сочетающее сказочную и комедийную
эстетики. |
Сёнэн-аниме (аниме для старших детей и подростков), конечно,
гораздо разнообразнее, чем кодомо-аниме. Изначально в нем полностью
доминировала научная фантастика (НФ), которая и сейчас занимает
существенную его часть. Однако, она изрядно потеснена классическим
фэнтэзи (повествованием об иных мирах, управляемых магией),
историческими фэнтэзи (повествованиями о Средневековой Японии),
мистикой и киберпанком. Также существенную роль в сёнэн-аниме играет
аниме о спорте. Полицейские боевики и приключенческие аниме менее
характерны, хотя тоже возможны. Все эти жанры, как правило,
разбавляются комедийными мотивами, а также часто скрещиваются между
собой. Исторически сёнэн-аниме наиболее
идеологизированно из всех видов аниме. Основная его задача – воспитание
в юношах таких черт характера, как умение работать в коллективе,
готовность и желание «выполнить свой долг», в том числе и такой,
который не был возложен на героя по его воле, твердость духа, которая в
Японии считается основным фактором успеха на любом поприще. Сёнэн-аниме
учит добиваться поставленной цели и брать на себя ответственность.
Характерно, что сёнэн-аниме обычно не учит ухаживанию за
девушками. По реализуемой в современной японской массовой культуре
модели поведения инициатором романтических отношений должна быть
девушка. Юноша же должен внимательно относиться к женским чувствам и
«не проглядеть» начало любовных отношений. Обычно в сёнэн-аниме перед
ним ставится задача выбора между несколькими «претендующими» на него
девушками.
Из вышеизложенного видно, что идея сёнэн-аниме – это
внутреннее преобразование героя в лучшую сторону, сокращение разрыва
между ним и идеалом. Отсюда неизбежно возникает проблема
самоопределения героя – по какому пути он должен двигаться, чтобы
достичь идеала. Для ответа на этот вопрос герой должен понять, кто и
что он такое. Отсюда понятен интерес сёнэн-аниме к сюжетам, в которых
ответ на эти вопросы особенно затруднен, например, к сюжетам
киберпанка, основным вопросом которого является проблема возможности
существования человеческого сознания внутри корпуса машины.
Любопытно, что при описании процесса преобразования героя
внимание зрителей редко концентрируется на образовании и обучении.
Здесь сказывается влияние учения школы «дзен» о возможности
одномоментного Просветления. Долгий процесс образования перед
достижением героем совершенства в избранном им деле либо остается за
кадром, в прошлом (то есть, к началу действия герой уже в значительной
мере мастер своего дела), либо исключается вовсе – Просветление
действительно приходит в самый момент полной концентрации персонажем
всех духовных сил.
Совершенно не характерен тезис «Главное не победа, а участие».
Более популярна идея «Результатом участия может быть только победа».
Причем не только победа над собой, но и вполне реальная и материально
ощутимая.
Также сёнэн-аниме удовлетворяет потребности молодежи в области
техники. Различные роботы, машины, оружие, космические корабли обильно
показываются в фантастическом и киберпанк-аниме. Для особенно
интересующихся отдельно продаются модели, чертежи и тому подобные
«сопровождающие материалы».
Как уже отмечалось, интерес к противоположному полу обычно
удовлетворяется самим фактом его присутствия, а не описанием сложных
романтических отношений. Даже в тех случаях, когда сёнэн-аниме вдается
в подробности таких отношений, оно обычно соскальзывает на более
привычные приключенческие или комедийные рельсы. |
Сёдзё-аниме (аниме для старших девочек и девушек-продростков)
по своему разнообразию занимает промежуточное положение между
кодомо-аниме и сёнэн-аниме.
Как правило, в нем доминируют два главных мотива –
романтическая история и поиск главной героиней своего места в обществе.
Однако, в отличие от сёнэн-аниме, где главный герой обычно должен
изменить себя в лучшую сторону, в сёдзё-аниме главной героине нужно
столько изменять себя, сколько смириться с теми изменениями, которые
происходят с ней помимо ее воли (отражение физиологической стороны
процесса взросления), осознать их и научиться их контролировать.
Характерная для сёнэн-аниме соревновательность сёдзё-аниме не
свойственна. Его героини не состязаются, а ищут свое собственное место
в окружающем их мире. Будет ли это место лучшим или худшим – зависит от
их умения приспосабливаться к обстоятельствам.
Часто в сёдзё-аниме эксплуатируется мотив «внутренних
ресурсов» героини – умения или таланта, который она раньше не
использовала или о существовании которого не подозревала, но который
обеспечивает ее адаптацию в тех условиях, в которых находится героиня.
Это мотив классических феминистских теорий о тех скрытых женских
возможностях, которые не востребованны обществом по вине патриархальной
системы. Идеологически Япония – патриархальная страна, поэтому вполне
естественно, что феминистская идеология находит свое отражение и в
женском искусстве.
Важной частью эстетики сёдзё-аниме является проблема пола и
его определения в ходе взросления. Отсюда повышенный интерес к
разнообразным сексуальным девиациям половой ориентации (обычно речь
идет о мужском гомосексуализме). Речь, разумеется, идет не о показе тех
или иных сексуальных отношений (в сёдзё-аниме это практически
исключено), а о различных романтических коллизиях, в которых
оказываются персонажи.
Интересующие создателей сёдзё-манги типажи сильных и
иннициативных героинь изначально было трудно представить себе в
консервативной японской среде. Поэтому ранние сёдзё-аниме вели речь о
событиях, происходящих за пределами Японии, в Европе или США. Особый
интерес при этом вызывала европейская история, дающая многочисленные
примеры именно таких женских образов. С ходом времени, наоборот,
главными героинями сёдзё-аниме стали исключительно японки.
Идея классического фэнтэзи – конструирование альтернативных
магических миров в сёдзё-аниме проявлена слабо. Первоначально такого
рода миры использовались в жанре «махо-сёдзё» как повод для введения
героини с необычным для японки поведением. Поэтому характерные для
сёнэн-аниме и вообще идеологии фэнтэзи подробные описания этих миров
были не нужны, да и не интересны зрительницам.
Мир действия сёдзё-аниме – это либо современная Япония, либо
некий романтический (как правило, найденный автором в истории) мир. В
любом случае, речь идет о реальности, не содержащей для з рителей
никакой принципиальной новизны. Это и понятно – основное внимание в
сёдзё-аниме уделяется не внутреннему росту героя и не его приключениям,
а развитию отношений между персонажами, как социальных, так и
романтических. Необычный окружающий мир только мешал бы выявлению этих
тонких процессов. |
ТВ-сериал - сериальное аниме, предназначенное для показа по телевидению.
ТВ-фильм - несериальное аниме, предназначенное для показа по телевидению.
OAV/OVA - аниме, созданное специально для выпуска
на видео (Original Animation Video). Бывает как сериальным (чаще), так
и одиночным. В настоящее время стандартная продолжительность OAV -
23-25 мин, в 1980-е же и в начале 1990-х бывали и часовые, и более
длинные OAV.
Полнометражный фильм - аниме, предназначенное для показа в кинотеатре. Редко бывает короче 50 мин, обычная длина - от 60 до 90 мин.
Короткометражный фильм - аниме, предназначенное для
показа в кинотеатре. Короче 30 мин, поэтому всегда демонстрируется
вместе с другими такими же фильмами
|
Сказка - жанр кодомо-аниме, экранизация классических сказок.
Комедия - разновидность аниме, главное для которого - юмор: пародии, комедии положений, словесные и трюковые шутки.
История - разновидность аниме, действие которого связано с теми или иными реальными историческими событиями.
Драма - достаточно редкий для аниме жанр
драматически-трагического повествования. Основной признак - отсутствие
выраженного "хэппи-энда".
Научная фантастика (НФ) - аниме, действие
которого связано с существованием и использованием техники, не
существовавшей на момент создания этого аниме (межзвездных космических
кораблей, бластеров и т.д.) Обычно НФ-аниме излагает возможную историю
будущего человечества, часто его сюжеты связаны с контактами с
пришельцами.
Космическая опера - разновидность НФ-аниме, концентрирующаяся на войнах, проходящих с активным использованием космических кораблей.
Меха - сложные механизмы, как правило,
самодвижущиеся, не имеющие реальных прототипов (т.е. придуманные
специально для данного проекта). Обычно этим термином обозначают
"гигантских роботов", огромные человекоуправляемые боевые машины. Жанр
"меха" характеризуется активным использованием меха.
Сэнтай - дословно "группа/команда", жанр
аниме, рассказывающий о приключениях небольшой постоянной команды
персонажей, борющихся с кем-либо или с чем-либо.
Меха-сэнтай - то же, что и сэнтай, но команда персонажей при этом пилотирует один или несколько меха.
Махо-сёдзё - "девочки-волшебницы", жанр
сёдзё-аниме, рассказывающий о приключениях девочек, наделенных
магической силой. Концентрируется на проблемах женского взросления.
Спокон - жанр аниме, рассказывающий о юных
спортсменах, добивающихся успеха путем воспитания в себе воли к победе.
Объединение слов "спорт" и "кондзё" ("сила воли").
Киберпанк - жанр аниме, рассказывающий о мире
будущего, жизнь которого полностью определяют компьютерные технологии.
Картины будущего при этом представляются мрачными и антиутопическими.
Паропанк - жанр аниме, рассказывающий об
альтернативных нашему мирах, находящихся на уровне технического
развития, соответствующему Европе конца XIX века. Этот период
характеризуется началом революции технических средств передвижения -
появление дирижаблей, аэропланов, паровозов, пароходов. Техника,
однако, все еще воспринимается простыми людьми не как нечто привычное и
банальное, а как нечто чудесное и, зачастую, демоническое. Паропанк
возник как альтернатива киберпанку. Если киберпанк обычно основывается
на футуристической эстетике, то паропанк - на эстетике ретро.
Фэнтези - аниме, рассказывающее о мирах,
которыми правит не технология (как в НФ), а "меч и магия". В фэнтези
часто фигурируют не только люди, но и разнообразные мифологические
существа - эльфы, гномы, драконы, оборотни, люди-кошки, а также боги и
демоны.
Путешествие между мирами - разновидность
аниме, в котором главный герой или герои перемещаются между
параллельными мирами, обычно - между миром современной Японии и
фэнтези-миром.
Мистика - жанр аниме, действие которого
связано с взаимодействием людей и различных таинственных сил. Последние
не поддаются однозначному научному описанию, чем отличаются, скажем, от
магии в фэнтези. Отношения с ними обычно связаны с различными
моральными проблемами.
Парапсихология - жанр аниме, действие которого связано с парапсихическими силами (телепатия, телекинез, гипноз).
Апокалиптика - разновидность аниме, повествующее о наступлении Конца Света.
Постапокалиптика - разновидность аниме, повествующее о жизни после глобальной катастрофы - Конца Света.
Романтика - аниме, повествующее о любовных коллизиях.
Мыльная опера - жанр романтического сёдзё-аниме, концентрирующийся на изложении сложных и запутанных любовных историй.
Школьная мыльная опера - разновидность мыльной оперы, описывающая любовные истории школьников.
Повседневность - аниме, описывающее повседневную жизнь обычных японцев (обычно - среднего класса) со всеми ее радостями и бедами.
Социальный фильм или сериал - аниме, поднимающее животрепещущие проблемы современного общества.
Психологический триллер - жанр аниме,
повествующее о "приключениях человеческой души". Попадая в необычные
ситуации, герои таких аниме переживают сложные и непредсказуемые
психологические изменения.
Боевик - жанр сёнэн-аниме, действие которого связано с боевым противостоянием.
Самурайский боевик - жанр исторического сёнэн-аниме, действие которого связано с войнами самураев и ниндзя.
Детектив - разновидность аниме, действие которого связано с расследованием преступлений.
Школьный детектив - жанр сёнэн-аниме, в котором следственные действия проводят школьники.
Полицейский боевик - жанр сёнэн-аниме, описывающий действия полиции по установлению личностей преступников и их задержанию.
Боевые искусства - жанр аниме, сюжет которого связан с противостоянием мастеров различных боевых искусств.
Добуцу - "пушистики", аниме о человекоподобных "пушистых" существах.
Идолы - аниме, действие которого связано с поп-звездами и музыкальным бизнесом.
Отаку - разновидность аниме, содержащая ссылки на деятельность поклонников аниме.
Хентай - эротическое или порнографическое аниме. Дословно переводится как "извращенный".
Яой - жанр сёдзё-аниме, рассказывающий о мужских гомосексуальных отношениях.
Юри - жанр сёдзё-аниме, рассказывающий о женских гомосексуальных |
В буквальном переводе с японского "отаку" -
это "ваш дом", очень вежливая форма обращения к собеседнику, , близкая
по значению к русскому "ваша милость".
В современном японском это выражение употребляется
очень редко, а потому японские фэны научной фантастики позаимствовали
это слово для своего особого обращения друг к другу. В дальнейшем их
стали называть "отаку-дзоку", то есть "те, кто называет друг друга
отаку". Сейчас в японском языке слово "отаку" обычно используется в
значении "фанатик чего-либо". Бывают аниме-отаку, кино- отаку,
компьютер-отаку и так далее.
Кстати, в Японии это слово имеет негативный оттенок и назвать
так другого - это оскорбление, конечно, если ваш собеседник сам не
просит называть его "отаку".
В других странах слово "отаку" постепенно начало обозначать "поклонник аниме и манги". Теперь это слово пришло и в Россию.
Часто термин "отаку" используется расширительно, в значении
"поклонник современной японской массовой культуры: аниме, манги, кино,
музыки, литературы и т.д.". |
С точки зрения общения отаку находятся где-то
между обычным российским "кухонным" общением, поклонниками Толкиена и
фэнами научной фантастики. Собственно, опыт одной из этих тусовок есть
у большинства анимешников.
Большая часть отаку использует в общении
псевдонимы. В сущности, это совершенно не обязательно, но псевдонимы
есть даже у тех, кто ими практически не пользуется. Псевдонимы
отличаются от прозвищ тем, что прозвища человеку изобретают другие, а
псевдоним человек выбирает себе сам. Разумеется, девушка может
пользоваться мужским псевдонимом, а юноша - женским.
align="justify"В среде отаку обычно не практикуются популярные
у поклонников Толкиена "испытания на имя", поскольку аниме-имен
довольно много. Некоторые продолжают пользоваться псевдонимами, с
которыми пришли из других "тусовок". Кстати, самый популярный в Москве
псевдоним - Харука из ТВ-сериала "Bishoujo Senshi Sailor Moon". Это и
понятно - в аниме сравнительно мало более-менее приятных лесбиянок, и
выбирать практически не из кого.
В использовании псевдонимов есть большой смысл - использование
фамилий слишком официально, а распространенных имен слишком мало, и с
ними постоянно возникает путаница. Впрочем, обычно об этом мало кто
задумывается. Обычно на анимках не принято знакомиться друг с другом,
поскольку это требует слишком серьезной организации анимки. ^_^ В
результате некоторые знают друг друга только в лицо, но не по имени или
псевдониму. Тем более, что неформальное общение на русском языке не
требует обращений по именам ("Скажи,...").
Некоторые отаку рассматривают псевдоним как повод точно
отыгрывать поведение соответствующего героя. Это допускается, хотя в
общем случае сковывает общение, а потому непрактично. Более
рациональной стоит считать тактику "быть самим собой": выбирать
псевдоним, соответствующий характеру и своему желаемому поведению.
Точное отыгрывание имеет смысл скорее как способ "не раскрываться"
перед другими.
Почему отаку общаются? Потому что такова естественная
человеческая потребность быть понятым и услышанным. Общение отаку почти
полностью словесно-жестовое. Абсолютно недопустимы драки как друг с
другом, так и с окружающими. Максимальная степень возможного насилия -
броситься кому-либо на шею. Кстати, это не так безопасно, как некоторым
кажется. Мне однажды так чуть не разбили губу. ^_^ Важно соизмерять
габариты и физические возможности друг друга.
Из этого не следует, что отаку не могут за себя постоять. Есть
отаку, находящиеся в приличной физической форме и могущие защитить в
случае настоятельной необходимости как себя, так и других, но
необходимости начинать драку отаку никогда не чувствуют.
В рамках своего общения отаку приемлют практически все, что
угодно. Того, кто рассказывает нечто неинтересное или повествует о
чем-то особенно мерзком, просто не будут слушать, но вряд ли будут
бить.
Особое приятие отаку обычно демонстрируют при обсуждении
сексуальных извращений (не путать с реальным их практикованием). Это
связано с аналогичным отношением к ним со стороны персонажей аниме.
Периодически это используется как "тест" новых членов тусовки. Это
доказывает, как далеко ушла анимешная тусовка от, скажем, тюрьмы или
армии. В двух последних периодически проверяют готовность человека к
занятию нестандартным сексом, в то время как в анимешной тусовке -
готовность к разговору о нем. Кстати, как и в тюрьме и армии, проявлять
эту готовность совершенно небязательно. Вполне допустимым считается
уклониться от разговора об этом.
Общение отаку часто проходит на повышенных тонах. Это не
результат жарких споров, это выражение переполняющей радости по поводу
самого факта общения с понимающими людьми. Прохожие даже иногда
сомневаются, действительно ли эти люди так уж трезвы (хотя обычно так и
есть). Поэтому в случае анимки на открытом воздухе важно не вступить в
неприятный контакт с сотрудниками милиции или с какой-либо местной
охранной структурой. Прецеденты известны.
Также актуально быть в курсе окружающей криминальной ситуации
и не пересекаться с организованными группами не проникнувшихся
анимешным духом молодых людей (в смысле, с гопниками), а также с
маньяками-убийцами.
Из числа значительных для отаку российских авторов стоит
назвать Сергея Лукьяненко и Виктора Пелевина. Из иностранцев трудно
называть кого-то конкретного, кроме Толкиена. ^_^ Этим авторам не
обязательно поклоняться, но желательно быть в курсе их творчества.
В среде отаку не поощряется "узкое" фэнство, когда человек
является поклонником одного автора или одного произведения, а о других
даже слышать не хочет. Такие люди могут быть полезны для конкретных
консультаций, но мало интересны в менее серьезном общении.
Обычный способ общения отаку - это "гон", последовательность
логически связанных высказываний, которые, по словам Ленина, "по форме
правильны, но по сути - издевательство". Одни отаку гонят, другие,
соответственно, слушают. Затем меняются местами. Гон должен быть
интересен и увлекателен. Разновидностью гона является "правдивый гон",
когда в форме парадоксальных и не всегда правдоподобных высказываний
выражается более или менее чистая правда. "Правдивый гон" считается
удачным, если оставляет в душе слушателей смутные сомнения в его
соответствии действительности. |
Не все известные отаку являются подлинно творческими личностями. Однако количество таковых среди отаку весьма велико.
Отаку творят как на некоммерческой, так и на
коммерческой основе. Они рисуют картинки и картины в аниме-стилях и в
собственных, рисуют мангу, делают аниме, пишут рассказы и книги.
Например, более или менее отаку являются известный московский
художник-иллюстратор Anry, популярный фантаст Владимир Васильев,
культовый фантаст Сергей Лукьяненко, набирающий популярность художник
комиксов Богдан и некоторые другие. Существуют и проекты российских
анимационных сериалов в стилях, схожих с аниме. |
#1 - Закон Метафизической Исключительности:
Обычные законы физики в Аниме неприемлемы.
#2 - Закон Hеопознанной Антигравитации:
Если какой-нибудь герой прыгает, кидает что-нибудь или падает с неба, тяготение уменьшается раза в 4 по сравнению с земным.
#3 - Закон Усиления Звуковых Волн, Пеpвый Закон Акустики в Аниме:
В космосе (вакууме), громкие звуки вроде взрывов, раздаются еще громче,
чем в атмосфере, т.к. воздух не мешает их распространению.
#4 - Закон Чрезмерного Воздействия, Второй Закон Акустики в Аниме:
Когда один герой лежит без сознания, а другой герой отступает под
натиском легионов смерти, стоит второму громко позвать на помощь, как
главный герой тут же приходит в себя.
#5 - Закон Постоянного Импульса, Первый Закон Движения в Аниме:
В космосе (вакууме), постоянные импульсы двигателя звездолета приравниваются к постоянной скорости.
#6 - Закон Механической Подвижности, Второй Закон Движения в Аниме:
Чем крупнее летательный аппарат, тем быстрее он летит. Бронированный
боевой робот является таким образом, самым быстрым устройством,
известным науке.
#7 - Закон Hепостоянства Времени: Время разумеется,
непостоянно. Для героя время останавливается, когда он делает что-то
крутое или впечатляющее. Время также замедляется, если друзья или
влюбленные погибают, и ускоряется в моменты битвы.
#8 - Первый Закон Hепостижимой Смертности: Хорошие герои
и плохие герои умирают одним из двух способов. Так быстро, что даже не
показывается, как именно, или замедленно и растянуто во времени, если
герой имеет повышенные способности к выживанию, приносит огромную
пользу обществу или потому... почему бутерброд всегда падает маслом
вниз?
#9 - Второй Закон Hепостижимой Смертности: Hу вот, пришло
время плохим героям умирать, несмотря на уровень физических
повреждений. Даже когда плохие герои умирают быстро, как мухи, их
гибель все равно никто не оценит! Это по видимому, является признаком
того, что Зло повредило себе отдел мозга, отвечающий за соблюдение
реальности.
#10 - Первый Закон Драматического Усиления: Сцены,
содержащие массу важных действий героев, изображаются неподвижными
кадрами или темным экраном со вспышкой яркого света (обычно красного на
белом).
#11 - Второй Закон Драматического Усиления: Сцена с
детерминированным действием (к примеру, хороший герой ударил плохого
героя по морде), показывается минимум с трех разных точек.
#12 - Закон Последовательной Реакции:
Все имеет привычку взрываться от малейшей искpы.... Все!!!
Частный случай - Все что взрывается, сначала вспучивается.
#13 - Закон Жизненной Энеpгии:
Яркий свет вырывается из смертельных ран главного героя.
#14 - Закон Излучения Энергии: Энергия всегда собирается
в "сгустки" перед тем, как боевой робот или звездный истребитель
выстрелят. Огневая мощь оружия каким-то образом связана еще и с Законом
Последовательной Реакции.
#15 - Закон Обратной Разрушительной Величины:
Разрушительные свойства оружия обратно пропорциональны его размеру.
#16 - Закон Hеисчерпаемости:
HИ У КОГО в бою не кончаются патроны. Конечно, за исключением случая, когда герои загнаны в угол или неисчислимы и тупы.
#17 - Закон Обратной Точности: Точность хороших героев,
когда они используют любые виды оружия, увеличивается при усилении
сложности стрельбы. В то время, как точность плохих героев, уменьшается
при уменьшении сложности. (известен, как Эффект Имперского Штурмовика).
Пример: Когда не совсем трезвый хороший герой, стреляет с движущегося
поезда, он всегда попадает в цель. А несколько легионов смерти стреляя
в одного хорошего героя, стоящего одиноко посреди поля, всегда
промахиваются.
Первый частный случай: Куча плохих героев, сколько бы их не было, не попадут и пальцем в небо.
Второй частный случай: Когда хороший герой сталкивается в неравном бою
с плохими героями, последние выстраиваются в линию, позволяя хорошему
герою сразить их одной автоматной очередью и скрыться от преследования.
Третий частный случай - Когда хороший герой получает pанение, это
происходит только в определенные места, свойственные хорошим героям.
Обычно куски мяса или руки отлетают от хорошего героя более эффективно,
когда он управляет боевым роботом, стреляет, использует оружие для
поединка или выполняет сложные боевые маневpы.
#18 - Закон Романтической Hепригодности: Минмей -
стрекоза. (примечание (Robotech): большинство было несогласно с
присутствием SDF-1 на их теppитоpии, думая, что весь этот романтически
настроенный сброд надо отправить подальше).
#19 - Закон Кровавости:
Человеческое тело содержит более 12 галлонов (около 50 литpов) крови. Иногда больше.
#20 - Закон Демонической Пpедопределенности: Демоны и
другие плохие сверхъестественные существа имеют, по меньшей мере, три
глаза, зубастую пасть и кожу желто-зеленого или коричневого цвета,
иногда черного. Демоны могут нападать только с холодным оружием.
#21 - Закон Военной Hепригодности: Огромная галактическая
армада, включающая целые армии на борту, снаряженные разрушительными
военными машинами с жестокими, бессердечными и кровожадными воинами
может быть остановлена и потерпит поражение от одного незначительного
фактора, вроде сильных эмоций или трогательной песни.
#22 - Закон Тактической Hепригодности:
Гении тактики в Аниме отсутствуют...
#23 - Закон Hевнимательности: Герои в пылу сражения
никогда не замечают незначительные вещи... Такой, как потеря конечности
или смертельная рана размером с Hью-Йорк.
#24 - Закон Детской Интеллектуальности:
Дети всегда умнее, чем взрослые. И почти всегда вдвойне более надоедливы.
#25 - Закон Американоподобного Hенавистничества:
Действительно гадкие, плохие герои всегда выглядят, как бритоголовые американцы.
#26 - Закон Американоподобной Hизкоинтеллектуальности:
Глупые хорошие герои всегда оказываются большими американцами.
Первый частный случай - глупее, чем самые большие и тупые американцы
оказываются американские переводчики. (временами приводит к эффекту
Зеленой Полосы).
Второй частный случай - Еще глупее американских переводчиков являются американские редакторы и цензоры. |
Хентай рецензии
Введение
Для многих из тех, кто познакомился с anime и manga через Internet, Fidonet или BBS, именно hentai (хентай) стал
их визитной карточкой. Многим может показаться, что кроме девушек
разной степени обнаженности или занимающихся сексом, в anime ничего
нет. Конечно, это совсем не так. Тем не менее, hentai (хентай) в anime и manga встречается довольно часто, и отметать его полностью, наверно, тоже не стоит.
Истоки явления
В истории японского искусства эротические гравюры и рисунки
существуют уже очень давно. Фаллические культы в Японии хорошо
известны, обряды, связанные с этой символикой (в основном,
сельскохозяйственные), проводятся издревле и даже сейчас собирают
множество участников и зрителей. Здесь Япония кстати, многим обязана
Китаю и Индии. Скажем, секс является важной частью обрядов
тантрического буддизма, в котором участники обряда приобщаются семи
наслаждений, постигая, тем самым, Вселенскую Гармонию.
Одним из предшественников современной manga считаются откровенные, эротические печатные гравюры на дереве под названием shunga
- "весенние картинки", широко известные во всем мире, хотя сейчас их
открытая публикация в Японии запрещена в связи с цензурным
законодательством. Это законодательство было принято в 1890 году, в
результате реформ, последовавших за Реставрацией Мейдзи (1867), когда
Япония начала становиться похожей на страны Запада. Основано это
законодательство было на кодексах Пруссии и Великобритании, чрезвычайно
на тот момент пуританских. К сожалению, несмотря на то, что многие из
этих законов были переписаны американцами после капитуляции страны во
Второй Мировой войне, 125 статья Уголовного Кодекса осталась прежней.
Hесмотря на значительные изменения в сознании общественности по
отношению к этим вопросам, отменить или изменить эти законы японцы пока
не могут - для них это уже стало делом чести, хотя отдельные попытки
"явочным" порядком их нарушать и предпринимаются.
Основные тенденции hentai (хентая)
Как всегда в любой массовой культуре, определяющим фактором эстетики является зритель или читатель. Основных потребителей hentai-продукции можно разделить на две основные группы - подростки (shounen) и взрослые (adult).
Естественно, эти две группы сложно четко разделить - многие читают и то
и другое, многие взрослые продолжают читать shounen-manga и уже будучи
в весьма солидном возрасте, но общая тенденция именно такова.
Shounen-manga,
как и следует из ее названия, ориентирована, в основном, на школьников
старших классов и студентов. Ее герои - тоже школьники и студенты,
переживающие возраст первой любви, трудности переходного периода,
сдающие вступительные экзамены (в Японии - самые сложные вступительные
экзамены в мире, так что сдать их - отнюдь не простая задача), делающие
первые шаги во взрослом мире. Секс в shounen-manga играет хотя и
значительную, но подчиненную роль, а в основе сюжета лежат более важные
и сложные темы, чем просто откровенный показ сексуальных актов.
Adult-manga
гораздо проще и утилитарнее. Она не несет никаких идей и не обсуждает
никаких проблем, ее цель - доставить читателю сексуальное наслаждение.
Сюжеты в adult-manga черезвычайно примитивны и схематичны, полностью
ориентированы на показ сексуальных сцен, часто весьма извращенных
(S&M и тд). Стиль графики adult-manga сильно отличается от
shounen-manga, он фото реалистичен, женщины часто изображаются
уродливыми. Одна из причин популярности такого рода manga - изменение
отношений в современной японской семье. Если раньше женщина полностью
подчинялась мужу и полностью от негозависела, то теперь, женщины начали
зарабатывать деньги, получили финансовую независимость, и феминизм
больно ударил по самым основам японского быта. В результате занятий
гимнастикой и спортом, а также изменения режима и рациона питания,
женщины стали попросту намного физически крепче и сильнее, чем многие
мужчины. Этот факт входит в полное противоречие с традиционным
самоуважением и самомнением японских мужчин, отсюда повышенный интерес
к S&M и schoolgirls, на которых можно самоутверждаться.
Классификация
1) Fan Service - жанpово не опpеделяющие, сюжетно
не обоснованные обнажения/полyобнажения (сцены в дyше, henshin и т.д.).
Hапример, в сериале SDF Macross есть fan service Minmay. Сюда же
относятся всякие извpаты типа знаменитой сцены стpиптиза в "Dominion
Tank Police" или S&M сцены в "Project A-Ko 5" - откровенно
пародийные и очень смешные.
2) Eсchi - сюжетно
обоснованные обнажения (любовные сцены всех видов и типов), но без
откpовенного показа самого полового акта, сюжет связан с любовной
тематикой. Пpимеpы - Angel, Mamono Hunter Yohko.
3) Hentai
- показ полового акта (часто с "цензypой"), tentacles. Сюжетная линия
тесно связана с сексyальной тематикой. Пpимеpы: Urotsukidoji, La Blue
Girl, Angel of Darkness.
4) Adult - Сугубо
порнографическая продукция. Anime таким не бывает - его производство
коммерчески не выгодно. Так что только manga, большей частью -
doujinshi. |
Аниме – японская анимация. (С
формальной точки зрения должно писаться «анимэ», однако термин «аниме»
уже установился именно в таком написании). Манга – японские комиксы.
Мангака – создатель манги.
Отаку – фэн (любитель) аниме/манги.
Меха – любые сложные механизмы в аниме/манга (роботы, средства передвижения и т.д.).
Додзинси – манга, создаваемая на некоммерческой, непрофессиональной основе. Часто основывается на известных коммерческих мангах.
Сэйю – актер/актриса, озвучивающие аниме.
Кодомо – ребенок.
Сёдзё – девочка/девушка (для Японии - с 12 до 18 лет).
Сёнэн – мальчик/юноша (для Японии - с 12 до 18 лет)
Сэйнэн – молодой мужчина.
Дзёсэй – молодая женщина.
Хентай – эротическое/порно аниме/манга.
Дословно переводится как «извращенный». (С формальной точки зрения
должно писаться и произноситься «хэнтай», однако термин «хентай» уже
установился именно в таком написании).
Сэнтай – дословно «группа/команда», жанр
аниме/манги, рассказывающий о приключениях небольшой постоянной команды
персонажей, борющихся с кем-то или с чем-то.
Меха-сэнтай – то же, что и сэнтай, команда персонажей при этом пилотирует один или несколько «гигантских роботов»-меха.
Махо-сёдзё – «девочки(девушки)-волшебницы»,
жанр сёдзё-аниме/манги, рассказывающий о приключениях девушек и
девочек, наделенных необычной магической силой.
Киберпанк – жанр сёнэн-аниме/манги,
рассказывающий о мире будущего, жизнь которого полностью определяют
компьютерные технологии. Идеологически близок к жанру «антиутопия».
Танкобон – том книжного переиздания журнальной манги.
Танкобонное издание – переиздание журнальной манги в книжном формате.
Хэнcин – превращение/трансформация персонажа/меха. Часто связан с «переодеванием» персонажа.
OAV/OVA – аниме, сделанное специально для выпуска на видео («Original Animation Video»).
Полнометражный фильм – аниме, предназначенное для показа в кинотеатре, обычно дольше 50 минут.
ТВ-сериал – аниме, предназначенное для показа на ТВ.
Апокалиптический – связанный с историей Конца Света. |
Третьим крупным проектом студии «Тоэй Дога» стал фильм «Путешествие на
Запад» («Саю-ки», 1960) режиссера Тайдзи Ябуситы. Это была экранизация
манги Тэдзуки «Большое приключение Гоку» («Гоку но Дайбокэн»,
1952-1959).
Ее главным героем был персонаж популярнейшего на Дальнем Востоке
средневекового китайского романа У Чэнъэня «Путешествие на Запад» –
предприимчивый и неунывающий Сунь Укун, Повелитель Обезьян. В Японии он
был известен под именем Сон Гоку и впоследствии стал персонажем многих
комиксов и аниме-фильмов, сюжеты которых, впрочем, довольно сильно
отличались друг от друга и от романа-первоисточника.
Манга Тэдзуки не была исключением и представляла собой очень вольный
и «детский» вариант приключений Гоку, который должен отправиться на
Запад и добыть там священные сутры – буддийские религиозные тексты.
Естественно, что Тэдзуку привлекли к созданию этого фильма. Как уже
отмечалось выше, он сам давно мечтал принять участие в создании аниме и
с радостью принял это предложение. Также вместе с ним над этим фильмом
работал его коллега и друг – известный в будущем мангака Сётаро
Исиномори.
Работая над фильмом, Тэдзука заинтересовался положением вещей в
национальной анимации и был удручен тем, что японская анимация все-таки
не имеет того успеха, который имеет в Японии анимация американская.
В тот момент в Японии активно развивалось телевизионное вещание, и
ТВ-экраны заполняли американские мультфильмы, среди которых особой
популярностью пользовалась продукция студии «Ханна-Барбера»
(«Hanna-Barbera»).
Увлеченный успехом американских анимационных ТВ-сериалов и ростом
популярности среди японской читателей научной фантастики (в том числе и
самого Тэдзуки), он предложил скрестить два этих жанра и начать
выпускать малобюджетную японскую ТВ-анимацию, привлекающую зрителей не
техническим совершенством, а оригинальными и увлекательными сюжетными
линиями, основанными на мотивах, взятых из научной фантастики.
В 1961 году Тэдзука основал собственную анимационную студию «Муси
Продакшнс» («Mushi Productions»). «Для разминки» он выпустил в 1962
году некоммерческий экспериментальный фильм «История одной улицы» («Ару
Матикадо но Моногатари»). Это было поэтичное, музыкальное и
символическое зрелище, рассказывающее историю целого государства через
показ сцен из жизни всего лишь одной улицы. Фильм имел яркую
антивоенную и антитоталитарную направленность.
В 1961 и 1962 году студия «Тоэй Дога» продолжала создание
полнометражных цветных анимационных фильмов, выпустив, соответственно,
«Андзю и Дзусио-мару» («Андзю то Дзусио-мару») и «1001 ночь –
Приключения Синбада» («Арабиан Найт Синбад но Бокэн»), оба – режиссера
Тайдзи Ябуситы.
Первый из них – это экранизация древней японской легенды о юноше,
семья которого была продана в рабство, и которому, повзрослев, пришлось
проделать огромный и опасный путь пешком в поисках своей матери. В
дальнейшем эта история неоднократно экранизировалась, и в аниме, и в
кино. Второй фильм – это экранизация классического фрагмента «Сказок
1001 ночи».
Ободренная успехом своей первой работы, в январе 1963 года команда
студии «Муси» начала производство и показ первого значительного
японского черно-белого анимационного ТВ-сериала «Могучий Атом»
(«Тэцуван Атом», 1963-1966).
Это был, однако, не первый японский анимационный ТВ-сериал. Самым
первым был «Календарь в картинках студии Отоги» («Отоги Манга
Кэлэндар», 1962-1964) уже упоминавшейся выше студии «Отоги». Тем не
менее, сейчас историю ТВ-аниме принято начинать именно с «Могучего
Атома».
Это был детский фантастический сериал о приключениях смелого и
умного мальчика-робота по имени Атом. В отличие от большинства
анимационных ТВ-сериалов, выходивших до этого, у «Могучего Атома» был
мета-сюжет. Это значило, что, помимо отдельных сюжетов в каждой
отдельной серии, в нем был один общий сюжет, проходящий через весь
сериал и делающий его единым произведением.
На протяжении развития мета-сюжета появлялись и исчезали новые
главные герои, у них изменялся характер, они взрослели и старели.
Важным персонажем этого сериала стал один из главных отрицательных
героев – «брат» Атома, также андроид, но выглядящий не как мальчик, а
как взрослый молодой человек. У него была девушка, влюбленная в него,
но страдающая от излишне гордого и самоуверенного характера этого
андроида.
Уже одна эта сюжетная линия, сейчас кажущаяся немудреной, ставила
этот сериал в повествовательном отношении выше не только всех
существовавших на тот момент анимационных сериалов, но и большинства
популярных детских комиксов. А ведь были и другие сюжетные линии, также
ранее не встречавшиеся в японской анимации, и выводившие ее на
принципиально новый уровень повествования. |
Успех «Могучего Атома» был столь значителен, что уже к концу 1963 года
в Японии было создано еще четыре студии телевизионной анимации, не
считая ТВ-подразделения студии «Тоэй Дога».
Наиболее значительной из них сразу стала «Теле-Картун Джапан»
(«Tele-Cartoon Japan»), начавшая выпуск в 1963 году двух ТВ-сериалов.
Первым из них был первый анимационный ТВ-сериал об «управляемых
огромных роботах» – «Железный человек номер 28» («Тэцудзин 28-го»,
1963-1965) по мотивам манги Ёкоямы Мицутэру.
В нем, однако, ребенок управлял огромным роботом с помощью
дистанционного управления, а в дальнейшем закрепилась идея управления
роботом, сидя в нем («пилотирования»). Это вносило в сюжет возможность
гибели пилота во время управления роботом, что значительно поднимало
градус повествования.
Вторым ТВ-сериалом «Теле-картун Джапан» стала «Деревня отшельника»
(«Сэннин Бураку», 1963) – первый японский сатирический аниме ТВ-сериал,
высмеивающий разнообразные человеческие пороки.
Уже к 1964 году сложился канон ТВ-сериала направления сёнэн-аниме.
Его главным героем должен был быть мальчик, либо изначально обладающий,
либо наделенный необычайными свойствами и умениями, а также имеющий
четко сформулированную цель, для достижения которой он должен
использовать эти умения и свойства. Преодолевая внешние и внутренние
препятствия, заводя друзей и врагов, мальчик учится жизни и постепенно
взрослеет. Характерно, что романтические отношения в этих сериалах либо
не присутствуют вовсе, либо достаточно редуцированы. Часто
девочки/девушки присутствуют только на правах «боевого товарища».
Очевидно, что речь идет о классическом мифологическом «сюжете
взросления», давно известном в культурологии. И художественный интерес
представляет не столько сам этот сюжет, сколько все то разнообразие
приемов и идей, которое японские аниматоры используют для расцвечивания
этой широко известной концепции.
В 1964 году Тэдзука выпускает первый в истории Японии полнометражный
анимационный фильм по мотивам ТВ-аниме сериала – «Могучий Атом –
Космический герой» («Тэцуван Атом Утюу но Юся»). С этого момента и до
начала 80-х основную часть полнометражной анимационной продукции Японии
постепенно стали составлять именно такие фильмы – продолжения
популярных ТВ-сериалов.
Из других значительных событий 1964 года отметим основание одной из
крупнейших анимационных студий Японии – «Токио Муви Синся» («Tokyo
Movie Shinsha») или «TMS».
В 1965 году «Муси» начала выпускать свой первый цветной ТВ-сериал
«Император Джунглей» («Джангл Тайтэй», 1965-1966), режиссером которого
стал молодой аниматор Ринтаро из команды учеников Тэдзуки. В основе его
также лежала манга Тэдзуки, и повествовал он о приключениях львенка
Лео, рано потерявшего своего отца – Царя Зверей и путешествующего по
миру, чтобы потом вернуться и отомстить убийце отца – своего дяде. В
основу канвы сюжета, как нетрудно догадаться, был положен сюжет
«Гамлета». Впоследствии на основе идеи этого сериала был создан
диснеевский «Король Лев».
В том же 1965 году выходит ТВ-фильм студии «Муси» «Новый остров
сокровищ» («Син Такарадзима») по мотивам уже упоминавшейся выше манги
Тэдзуки. Вообще, в 60-х экранизируется большая часть манга-сериалов
Тэдзуки, принося ему солидные доходы.
В этом же году братья Ёсида (Тацуо, Кэндзи и Тоёхару) создают
ТВ-аниме студию «Тацуноко Продакшн» («Tatsunoko Production») и
выпускают свой первый сериал – «Космический Ас» («Утюу Эйс»,
1965-1966), вполне соответствующий канону сёнэн-аниме.
Тогда же выходит полнометражный фантастический аниме-фильм студии
«Тоэй Дога» «Космические путешествия Гулливера» («Гулливер но Утюу
Рёко», 1965), в котором свою первую значительную работу получил
аниматор Хаяо Миядзаки. |
В 1966 году студия «Тоэй Дога» выпускает первый и невероятно успешный
аниме-сериал для девочек (сёдзё-аниме) – «Ведьма Салли» («Махоцукай
Салли», 1966-1968), основанный на манге Ёкоямы Мицутэру «Ведьма Санни»,
которая, в свою очередь, была основана на американском ТВ-сериале (не
анимационном) «Ведьмочка» («Bewitched»). Имя главной героини было
изменено из-за расхождений с авторскими правами фирмы «Сони» («Sony»)
на торговую марку «Санни». Первые семнадцать серий были черно-белые,
остальные – цветные.
Также как и сёнэн-аниме, сёдзё-аниме рассказывает историю
взросления, только не мальчика, а девочки. Соответственно, главным
героем такого сериала является девочка. Сюжет часто связан с
превращениями главной героини или с высвобождением каких-то ее скрытых
способностей (мифологическое отражение физиологических процессов
женского взросления). В дальнейшем для этих сериалов стали характерны
сложные романтические истории.
Это был не только первый сериал для девочек, но и первый сериал о
«девочках-волшебницах» («махо-сёдзё») – один из наиболее интересных
подтипов сёдзё-аниме. Вторым таким сериалом считается «Секрет Акко-тян»
(«Химицу но Акко-тян», 1969-1970), созданный по мотивам манги Фудзио
Акацуки и определивший дальнейшее развитие канона этого жанра – обычная
девочка/девушка получает магический предмет, с помощью которого она
может превращаться в кого-то другого (обычно в волшебное существо) и
помогать в таком виде людям. Также у нее есть маленький волшебный
помощник, обычно животное (очень часто – кошка). Подробнее о каноне
сериалов о «девочках-волшебницах» – в следующей главе.
Сама же «Ведьма Салли» представляла собой историю принцессы
Волшебной Страны, которая вместе с младшим братом, сестрой и котом
отправилась жить на Землю и учиться в обычной японской школе. Салли –
очень добрая, умная и жизнерадостная волшебница, помогающая своим
друзьям выпутываться из разнообразных бед с помощью своей магии. Ее
родители – король и королева, уважают выбор дочери, но ни на минуту не
дают ей забыть о ее будущих королевских обязанностях.
В этом сериале впервые возник очень важный мотив аниме – утверждение
превосходства самой обычной жизни в современной Японии над любой
другой, в том числе над самой невероятной и экзотической. Нам этот
мотив представляется очень важным, так как он воспитывает в зрителях
оптимистический взгляд на жизнь. Дети и подростки учатся видеть
достоинства своей жизни и необычное даже в обычном быту. |
ом же 1966 году начинает выходить еще один популярнейший
сёнэн-сериал студии «Тоэй» – «Киборг 009» («Cyborg 009») по мотивам
манги Сётаро Исиномори, а также появляется очередной некоммерческий
полнометражный фильм Тэдзуки «Картинки с выставки» («Тэнранкай но Э»),
содержащий нарисованные в разных стилях сатирические изображения
«типичных» характеров людей.
В 1967 году начинается производство ТВ-сериала студии «Тацуноко»
под названием «На старт! Внимание! Марш!» («Mach Go Go Go», 1967-1968),
первого аниме-сериала на спортивную тему. Он повествовал о приключениях
и победах юного авто-гонщика и его друзей и соперников.
В этом же 1967 году начинает выходить аниме ТВ-сериал по мотивам
первой сёдзё-манги Тэдзуки – уже упоминавшейся выше манги «Рыцарь с
ленточкой» («Риббон но Киси», 1967-1968).
В 1968 году выходит первый спортивный сериал, посвященный самой
популярной японской игре того времени – бейсболу. Он назывался «Звезда
Гигантов» («Кёдзин но Хоси», 1968-1971). Уже в следующем году выходит
первый спортивный аниме ТВ-сериал для девочек, посвященный волейболу, –
«Лучшая подача» («Attack no. 1», 1969-1971) по мотивам манги Тикако
Урано. Оба они были выпущены на студии «TMS», очень понравились
зрителям и заложили многие дальнейшие «каноны» аниме для подростков на
спортивные темы.
В этом же 1968 году команда молодых сотрудников студии «Тоэй Дога»
во главе с режиссером Исао Такахатой и аниматором Хаяо Миядзаки
выпустила один из первых культовых аниме-фильмов – «Приключения Хорса –
храброго солнечного принца» («Таиё но Одзи Хорс но Дайбокэн»).
Он был сделан в период конфликта профсоюза «Тоэй Дога» (который
возглавляли Миядзаки и Такахата) и руководства компании. Этот конфликт
отразился как на сюжете фильма (главная идея которого – объединение
перед лицом опасного и сильного противника), так и на его прокатной
судьбе.
Выпустив фильм в прокат всего на 10 дней, руководство компании
поставило в вину Такахате полученные в результате небольшие кассовые
сборы (на самом деле, очень неплохие для 10 дней) и понизило его в
должности.
Тем не менее, фильм многие посмотрели, и он стал особенно популярен
среди студентов (напомним, что это период массовых студенческих
выступлений во всем мире). Это был первый аниме-фильм, завоевавший
столь взрослую аудиторию. Также он считается первым фильмом «канона
Миядзаки» и первым фильмом, над которым Миядзаки работал вместе с
Такахатой.
В 1969 году начал выходить самый долгий в истории человечества
телевизионный анимационный сериал – «Садзаэ-сан» («Садзаэ-сан») по
мотивам уже упоминавшейся манги Матико Хасэгавы. Его показ не закончен
по сию пору, уже несколько поколений японцев выросли, наблюдая за
приключениями Садзаэ и ее семьи.
В том же 1969 году вышли два хорошо известных в России фильма студии
«Тоэй Дога» – «Кот в сапогах» («Нагагуцу о Хайта Нэко») режиссера Кимио
Ябуки (его главный герой стал символом студии) и «Корабль-призрак»
(«Сора Тобу Юрэйсэн») режиссера Икэды Хироси. В оба эти фильма Миядзаки
внес существенный вклад, и оба они сейчас считаются классикой японского
детского кино.
В этом же 1969 году Тэдзука, расширяя возможности и границы
искусства аниме, создал первый полнометражный аниме-фильм «для
взрослых» «1001 ночь» («Сэня Ития Моногатари») по мотивам знаменитых
арабских эротических сказок. Это был первый полнометражный эротический
мультфильм в мировой истории.
В 1971 году тот же Тэдзука выпустил полнометражное аниме «Клеопатра»
(«Cleopatra») – смелую эротическую пародию на исторические фильмы из
римской жизни с множеством намеренных несообразностей и анахронизмов. |
Подводя некоторые итоги, можно сказать, что в 1970-е годы аниме
вступило уже сформировавшимся коммерческим искусством, гораздо более
популярным в Японии, чем какая-нибудь другая национальная анимация у
себя на родине.
Были заложены основные жанры – научная и сказочная фантастика,
пародия, сатира и юмор, спорт и истории из жизни. Аниме четко
разделилось на «мужское» и «женское» и вышло за пределы «искусства
только для маленьких детей». Заявили о себе или начали работать по
специальности многие из тех, кого позже назовут «классиками аниме».
Начала активно развиваться торговля сопутствующими товарами – записями
песен, книгами, костюмами, игрушками. Аниме становилось «одним из
важнейших искусств» японской массовой культуры. |
|
|
Пт 2024-11-22 12:30 PM
Наш опрос |
Как вы смотрите аниме?
Всего ответов: 5
|
Статистика |
Население сайта: 1 Мимо проходящие: 1 Жители: 0 |
|