|
Аниме сообщество
Вы спросили, мы ответили
Манеки Неко
Перевод by Яриэла. Сокращенный вариант. Оригинальный
текст на английском принадлежит сайту ManekiNekoClub
Манеки Неко - это статуэтка сидящей кошки, передняя
лапка которой поднята вверх. Такие статуэтки, поставленные в Вашем
доме, офисе или магазине, привлекают удачу, везение и/или покупателей.
Японские торговцы были очень суеверны. Они часто
вешали талисман на входную дверь своего магазины в надежде на то, что
этот талисман привлечет множество клиентов и обеспечит процветание
бизнесу. В Японии (как и в других странах мира) есть божества и
волшебные существа, которые "заведуют" счастьем. Например, 7 Богов
счастья (Эбису, Дайкоку, Дзюроздин, Хотэй, Фукурокудзю, Бишамон,
Бентен). Вот и Манеки Неко - очень популярные "счастливчики" в стране
Восходяшего солнца. Почему? Возможно, потому что и мужчины и женщины, и
молодые и старики, все очарованы симпатичной круглой мордочкой и
большими глазами этих существ.
Откуда есть пошли Манеки Неко
Жест Манеки Неко выглядит своеобразным приглашением.
А фактически он представляет собой жест кошки, готовящейся "умыть"
мордочку. До начала дождя, многие кошки начинали "умываться", поскольку
чувствовали, что погода меняется и пытались "успокоиться". В некоторых
странах мира даже существует примета : "Если кошка "умывает" мордочку -
будет дождь".
Кроме того, существует поверье, что в дом кто-то
придет, если кошка начала "умываться". Поскольку кошка животное
чувствительное, она загодя чувствует приближение человека и начинает
нервничать, бродить по дому или "умываться", прежде чем подойти
познакомиться с незнакомцем. Заметив это, люди решили, что если
поместить фигурку кошки, которая готовится "умываться" в магазине, то
клиенты обязательно придут.
А еще существует легенда о старом буддийском храме, в
котором почти никогда не было посетителей. В один прекрасный день в
храме поселилась кошка. Каждый день она выходила на дорогу, садилась на
порог и поднимала переднюю лапу, как будто желая сказать людям "не
проходите мимо, заходите!" Узнав о таком необычном поведении кошки,
множество людей отправились посмотреть на этот храм, и у монахов не
стало отбоя от прихожан.
Есть два различных вида Манеки Неко. Одна кошка
поднимает левую лапку. Другая - правую. По поверью, левой лапкой Манеки
Неко приманивает клиентов, а правой лапкой - деньги и удачу.
Происхождение этой легенды не ясно. Кроме того, важна и высота, на
которую поднята лапа. Считается, что чем выше поднята лапа, тем больше
удачи Манеки Неко приманит в дом.
Цвет Манеки Неко
Манеки Неко бывают самых разных цветов. Самыми
популярными из них являются белый и черный. Также пользуются большим
спросом трехцветные статуэтки - с белой шерстью и пятнышками.
Белые Манеки Неко
Белый - цвет чистоты, поэтому считается, что именно
ее символизирует белая статуэтка Манеки Неко. Но мое личное мнение
(мнение автора оригинального текста на английском. Прим. Яриэлы)
заключается в том, что этот цвет используется только потому, что так
удобнее изготовителям.
Черные Манеки Неко
В японских магазинах Вы увидите немало статуэток Манеки Неко черного цвета. Они используются как защита от злых сил и болезней.
Другие цвета Манеки Неко
Вы можете иногда увидеть красных Манеки Неко, которые
должны охранять владельца от злых духов. Статуэтка Манеки Неко золотого
цвета привлечет в дом деньги, а розового - любовь. Некоторые Манеки
Неко держат в лапке "золотую" монету, или же монетка привязана к шее.
Это связано с историей о том, как кот украл у своего богатого хозяина
две золотые монеты и отдал их заболевшему соседу-торговцу, который его
постоянно угощал свежей рыбой.
Одежда Манеки Неко
Манеки Неко "носит" красное кольцо с колокольчиком.
Это связано с обычаем, бытовавшим в эпоху Эдо (1603 - 1868 годы). Кошка
была дорогим животным, поэтому богатые дамы дорожили своими любимцами.
Они надевали на кошек красные воротнички с колокольчиком. На статуэтки
Манеки Неко иногда надевают нагрудники. Это, вероятно также связано с
обычаем, существовавшим в эпоху Эдо. На каменные скульптуры покровителя
детей и путников - Дзидзо - надевали нагрудники (чаще всего красного
цвета), обращаясь к нему с просьбами.
|
В Японии национальной религией считается синтоизм.
Пройдя долгий путь развития и совершенствования, она зародилась на
основе даосизма, буддизма и конфуцианства. Объектами поклонения и
уважения в синтоизме являются предки, а точнее души усопших
покровителей семей, а так же различные явления природы и предметы.
Главным верховным божеством в религии является Священная Богиня
Аматэрасу Омиками.
Считается, что императорский род начал свое развитие
от нее. Одним из главных отличий синтоизма от других религий является
сильный национализм. Японцы считают, что «ками» или верховные божества
породили только японцев, поэтому к остальному человечеству не имеют
никакого отношения.
Обряды и различные священнодействия проводятся в
специальных святилищах – дзиндзя, количество которых составляет более
80 тысяч. В зависимости от размера храма их обслуживает разное
количество священнослужителей – каннуси. На одного каннуси может
приходиться несколько мелких храмов, тогда как в крупных их может быть
8-10 человек.
Крупные храмы получают неплохой доход от торговли
различными амулетами, предсказаниями судьбы и заклинаниями, особенно в
период новогоднего паломничества, в которых, следуя традициям,
участвуют сотни тысяч верующих.
Подавляющее большинство населения страны, вместе с синтоизмом, исповедуют буддизм.
За много веков развития образовалось и утвердилось
как традиционные, несколько школ. Однако самым распространенным
считается амидаизм.
Другим популярным направлением является Дзен-буддизм.
Зародилось оно давно, но массовость Дзен приобрел в ХII–ХIII веках
нашей эры. Отличительными чертами этого учения является усиленное
внимание к медитации и психотренингу. Все это делается ради обретения
состояния «сатори» или, как мы привыкли говорить, ощущения «нирваны».
Для постороннего человека знакомство с дзен-буддизмом
происходит во многих проявлениях. Это и чайные церемонии, и
садоводство, и разведение цветов, и боевые искусства. Очень большую
роль дзен оказал на живопись, искусство, литературу, да и на традиции и
культуру страны в целом.
На основе идеологии и мировоззрения буддизма,
синтоизма и конфуцианства возникло направление «Бусидо», что в переводе
означает – «Путь воина». В основном это религия самураев, воинов.
Наиболее известными проявлениями «Бусидо» в наше время были камикадзе
(летчики-смертники).
|
Аматэрасу или, как еще её называют – Аматэрасу
Омиками, считается богиней солнца, кроме того, японцы считают, что она
является прародительницей всех великих императоров, поэтому она стоит
во главе пантеона богов синтоистской религии. Как написано в свитках
«Кодзики» (созданы на рубеже VII-VIII веков), в которых описаны древние
предания и мифы, песни и сказки, а так же истории старины в
хронологическом порядке, богиня Аматэрасу Омиками была рождена из
капель воды богом Идзанги, когда он совершал очищение и омыл левый глаз.
Будучи старшей дочерью, а всего их было трое детей, Аматэрасу получает во владение от Идзанаги небо.
Немаловажным фактом в ее биографии считается спор с братом Сусанно-но Микото – богом грома и ветра.
В результате этого спора он был изгнан из «просторов
высокого неба», но ушел не просто так, а, совершив несколько поступков,
которые в древней Японии считаются тяжкими грехами. Он разрушил системы
орошения на полях, осквернил ее дом, содрал с живой лошади шкуру и
страшно испугал небесных ткачих, с которыми Аматерасу время от времени
занималась ткачеством.
Само собой, богиня сильно разозлилась и была обижена.
Она спряталась в гроте, оставив всю Вселенную во мраке. Остальные боги
хотят выманить Аматэрасу, чтоб вернуть в мир порядок и свет, и для
этого придумывают хитрость. В этом процессе участвуют несколько богов:
Амацумара – небесный кузнец и богиня Исикоридомэ делают священное
зеркало, которое называется ми-кагами, белые и голубые одежды, а так же
магатама – ожерелье из разнообразных яшм, обладающее магическими
свойствами – всё это вешается на ветви и стволы священного для японцев
дерева сакаги. После этого принесли петухов или «долгопоющих птиц»,
крик которых говорит о наступлении утра. И, наконец, богиня Амэ-но
удзумэ танцует кагура – священный танец, на перевернутом чане, при этом
распустив связки одежды. Все это вызывает веселый, громкий смех у всех
богов.
Аматэрасу сильно удивилась и решила посмотреть что
происходит снаружи, выглянула из своего убежища, а бог-силач Амэ-но
тадзикарао вытащил ее за руку.
Этот миф всегда понимался как повествование о
затмении солнца и о противостоянии солнца в лице богини Аматрасу и
могущественными силами природы в лице Сусаноо.
Потом эта история стала занимать все меньше внимания, а Аматэрасу
Омиками прирбрела известность как прародительница японских императоров.
В некоторых мифах «Нихонги» Аматерасу под именем
О-хирумэмути ухаживает вместе с людьми за полями риса, организует
праздник, который сохранился до наших дней – Праздник «первого риса».
Все это наводит на мысль, что она, ко всему прочему, была еще и
покровительницей земледелия.
В момент празднования и подношения богам Аматерасу
предстает в новой роли в роли жрицы. Возможно, в древние времена был
культ солнечного божества, которое было мужчиной, а богиня Аматерасу,
будучи жрицей, была его женой (как и все жрицы, которые были женами
богов). Со временем два этих культа объединились и стали одним целым –
культом Аматэрасу.
|
Счастье, ощущение радости, которое испытывают японцы,
отличается от славянского восприятия. В японской мифологии существует
множество небожителей, которые дарят жителям материальные и духовные
блага.
Бог богатства – Дайкоку, считается покровителем
крестьян, дарителем пропитания и хранителем кухни. Статуэтки и рисунки
Дайкоку имеют общие особенности: на них всех он изображен в
крестьянском капюшоне, сидящим на двух мешках с рисом, а его левая рука
держит за плечом котомку, в которой находятся сокровища (терпение,
мудрость и, конечно, рис). В японский фольклор Дайкоку пришел
предположительно из Китая на рубеже IX и X веков. Родом он из Индии, но
в синтоистском списке богов присутствует загадочная и похожая на
Дайкоку, фигура – яркий представитель японской религии, Окунинуси-но
Микото. В своей правой руке бог Дайкоку держит молоток счастья – утидэ
нокодзути. В этом случае можно провести аналогию с известным нам рогом
изобилия, потому что каждый удар этим волшебным молотком способен
исполнить желание (к примеру, подарить много риса).
Бисямон или, как его еще называют, Тамонтэн является
покровителем войны и воинов. Само собой, изображают его в металлическом
шлеме, в латах, вооруженного мечом. Буддийские храмы защищаются
четырьмя богами и бог Бисямон – один из них. В одной руке он держит
миниатюрную копию пагоды или башню сокровищ. Из нее Тамонтэн раздает
богатства хорошим людям. К сожалению, Тамонтэн иногда сам отбирает и
превращает в пыль то, что создает, потому что хороших людей на земле
становится все меньше.
Существует в японской мифологии и бог, помогающий
людям, работающим по различным профессиям. Зовут его Эбису. Жители
сельской местности знают его как покровителя рисовых полей, обитатели
рыбацких деревень – как божественного помощника рыболовам. Моряки ждут
от него поддержки и помощи в море, а купцы полагаются на удачу в
торговых делах. Даже простые домохозяйки не представляют себя на кухне
без помощи Эбису. Чаще всего бога Эбису изображают с морским лещом под
мышкой, а в руке он держит удочку. Кстати, японцы считают символом
удачи именно морского леща.
Еще один значимый персонаж – Фукурокудзю. Он
считается китайским отшельником, а к благодетелям отнесен, потому что
способен совершать чудеса. Его седая борода поражает своей длиной,
учитывая то, что старик отличается маленьким ростом, высоким лбом и
отсутствием растительности на голове. В руках он носит свиток, в
котором, по преданию, записаны мудрости всего мира, а иногда в его
руках можно увидеть складной веер. Фукурокудзю может, кроме мудрости,
подарить благосостояние и долголетие.
Но он не один способен продлевать жизнь. Еще один
могущественный бог, владеющий правом даровать долгую жизнь – Дзюродзин.
Он стар, у него такая же белая длинная борода, а вот голова его, как у
ученых того времени, покрыта особенной шапочкой. В его руках так же
можно увидеть свиток, но в нем по преданию указаны сроки, отпущенные
для жизни, причем как для людей, так и для животных. По другой версии в
свитке описаны тайны долголетия и секрет счастливой жизни. Дзюродзин
никогда не ходит один, с ним всегда Журавль, Черепаха или Олень, как
известно в восточной мифологии это символы долголетия.
Из всех перечисленных богов, наверное, самый
известный и, по праву, самый почитаемый – бог удачи, довольства и
счастья – Хотэй. У него есть мешок, из которого он может достать что
угодно, тем самым помочь бедным и нуждающимся, причем, сколько и чего
бы он не доставал – мешок не опустеет никогда. В отличие от других
богов он смертен, ведь по преданию он является воплощением на земле
бодхисаттвы Майтрея.
И, наконец, богиня Бэндзайтэн, так же известная как
Сарасвати или Бэнтен. Она является своего рода музой, покровительницей
артистов, олицетворяющей собой литературу, рисование, музыку,
красноречие и, конечно, добродетель и мудрость. Изображают ее с
музыкальным инструментом на руках, аналогом лютни, который на востоке
называется – бива. В спутниках у нее иногда присутствует змея.
По давней легенде, перед самым Новым годом, в
японский порт приходит корабль такарабунэ и с него на берег сходят семь
вышеперечисленных богов счастья. Считается, что встреча с ними принесет
удачу в наступающем году, как детям, так и взрослым. |
Идзанаги и Идзанами – одни из главных божеств пантеона синтоистской религии.
К сожалению, их имена до сих пор не расшифрованы, но есть версия, что они звучат как – «первая женщина» и «первый мужчина».
В мифологии Японии они были последними, кто родились парой, как и предыдущие, пять поколений.
Они были первыми способными рождать других, себе
подобных богов. Высшие боги, которые появились при разделении земли и
неба, поручили им привести землю в порядок. До них земля находилась в
жидком состоянии, и им было поручено создать условия для появления
людей.
Древний миф повествует о том, как они стояли на
небесном мостике и погружают в морскую воду копьё, данное им великими
богами. Они вращают копье, потом поднимают его и капли, упавшие с копья
принимают твердый вид и превращаются в остров. Остров назван
Оногородзима или Самозагустевший. Затем оба бога спускаются на остров,
делают из него срединный столб и совершают таинство брачного обряда,
при этом они ходят вокруг столба и произносят друг другу любовные
слова. К сожалению, первое появившееся на свет потомство было
неудачным. Обеспокоенные и огорченные таким поворотом дела, они просят
помощи у богов неба. Совершив некоторые магические действия, они
получают ответ. Оказалось, что они неверно завершили брачный обряд.
Первой слова произнесла женщина, Идзанами, а должен был мужчина,
Идзанаги. Теперь, поняв правила, они повторяют обряд.
В результате образуются острова, на которых
расположена Япония, а затем и те духи-боги, которые ее населяют: боги
моря и ветра, кровли и земли, деревьев и гор, туманов в ущельях, равнин
и множество другие. Последним на свет появляется Кагуцути – бог огня.
Его рождение оказалось смертельным для Идзанами, он опалили ее лоно.
Она отправляется в ёми-но куни – царство мертвых, но страна еще не
достроена и Идзанаги решает пойти за ней.
Далее идет повествование о его путешествии и
приключениях в подземном царстве, из которого он потом убегает. Брак с
богиней Идзанами ему пришлось расторгнуть, потому что она стала
божеством страны смерти. После всего этого он совершает омовение, дабы
очиститься, в результате чего на свет появляется множество богов. В
конце появляются три самых великих и почитаемых божества: Аматэрасу –
богиня солнца, которая явилась из капель воды от омовения левого глаза,
Цукиёми – бог луны и ночи, рожденный в капель воды от правого глаза и
Сусаноо – бог водных просторов и ветра. Между ними Идзанаги
распределяет свои владения. Старшая сестра, Аматэрасу получает равнину
высокого небосвода – такамо-но хара, Цукиёми – царство ночи, а равнина
моря достается Сусаноо.
Как видно, здесь подробно описан браный обряд,
который имел большое значение для древних японцев. Так же
прослеживается четкий переход к отцовскому праву, в отличие от
существующего материнского. Ведь, согласно мифу, когда женщина
произнесла обрядовые слова первой, это привело к трагическим
последствиям. Об этом же свидетельствует и то, что Идзанаги смог
произвести потомство без помощи и участия женского божества. Женское
божество Идзанами представляет собой воплощение сил смерти, сил темного
царства, а Идзанаги, напротив, защищает людей, олицетворяет светлые
силы и даже является покровителем рожениц. Он, отец трех божеств,
занимающих видную роль в религии и мифологии, является главой семьи в
патриархальном обществе. Он же занимается вопросами раздела имеющегося
наследства, в данном случае – Вселенной.
Эти боги, мужчина и женщина, а так же их отношения и
действия описываются в «Идзумо фудоки» и «Нихонги». Кроме всего прочего
здесь с определенной точностью описано место появления культа Идзанаги
– это провинция Авадзи. |
|
|
Пт 2024-11-22 12:00 PM
Наш опрос |
Как вы смотрите аниме?
Всего ответов: 5
|
Статистика |
Население сайта: 1 Мимо проходящие: 1 Жители: 0 |
|